2.2. Особенности слухового восприятия слепых и слабовидящих детей

 Роль дистантного слухового восприятия в структуре образа

В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект. Возможность дистантного восприятия звуков имеет особую ценность, так как позволяет использовать звуки как сигналы взаимодействия объектов внешнего мира.
  • По мере того как звуки приобретают значение сигнала
    и связываются в представлении слепого
    с предметами и их действиями,
    ориентировка в социальной жизни становится
    более точной и определенной.

 Исследования особенностей слухового восприятия слепых

  • Исследование Л. И. Солнцевой
    сигнальной функции слухового восприятия

    детьми дошкольного возраста показало, что
    она развивается от характеристики звука
    без соотнесения с предметом к характеристике
    одного из взаимодействующих объектов

    (инструмент, орудие или объект)
    и затем к обозначению взаимодействия объектов.
Роль слуха в жизни и деятельности слепых значительно больше, чем у зрячих.

В работах прошлого времени (Д. Дидро, J. Klein, J.Knie, Н. Дюфо) отмечалась изощренность слуха слепых, автоматически возникающая, по мнению авторов, как компенсация утраченного зрения.

Однако А. А. Крогиус приводит также результаты исследования Д. Грисбаха, не свидетельствующие об особом развитии у слепых слуховых восприятий и способности локализовать звуки. В собственных же экспериментах А. А. Крогиус отмечает более высокий «пространственный порог» слуховых ощущений у зрячих.

Современные экспериментальные психологические исследования показали, что
  • различия в слуховой функции зрячих и слепых
    связаны с индивидуальными отличиями и
    не свидетельствуют об изощренности слуха слепых.

  • Постоянное использование слепыми слуха
    в пространственной ориентировке приводит к повышению
    • как абсолютной чувствительности,
    • так и различительной чувствительности.

      • Пространственная ориентация и
      • различного рода деятельность слепых
        требует способности дифференцировать
        • звуки,
        • шумы,
        • локализовать источники звуков,
        • определять направление звуковой волны,
          поэтому у них, чаще использующих слух при
          выполнении различных видов деятельности,
          повышается слуховая чувствительность.

 Виды слуховых ощущений, восприятий, представлений

  • В общей психологии выделяются
    3 вида слуховых ощущений, восприятий, представлений:
    • речевые,
    • музыкальные,
    • шумы.

 Особенности фонематического восприятия слепых детей

  • Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих,
    является основой и предпосылкой
    успешного овладения грамотой
    .
    Он развивается и совершенствуется в процессе обучения,
    формирования представлений о звуковом составе языка.

 Особенности музыкального восприятия слепых (Б.М. Теплов)

Б. М. Теплов отмечал также, что и музыкальный слух, как особая форма человеческого слуха, формируется в процессе обучения. Его исследования опровергают мнение о музыкальном слухе, свойственном слепым и автоматически развивающемся более быстрыми темпами, чем у зрячих, в связи с потерей зрения.
  • Слух у лиц с нарушением зрения развивается в основном
    теми же темпами, как и у нормально видящих.
Однако большее и интенсивное использование слепыми слуха как единственного (не считая обоняния) дистантного анализатора окружающего, сигнализирующего о пространстве, объектах и их взаимодействии, обусловливает выработку более тонкой дифференцировки звуковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют также музыкальные занятия, обучение игре на различных инструментах.

 Особенности музыкального восприятия слепых (Ю.М. Гохфельд )

  • Ю. М. Гохфельд говорит, что
    в процессе обучения у детей вырабатывается
    • обостренный слух,
    • способность к сосредоточенному слуховому вниманию,
    • слуховая память.
Его исследование показало, что
пространственная ориентировка в процессе
обучения игре на фортепиано
и овладение
не только клавиатурой, но и пространством над ней
основывается на слуходвигательных связях,
на умении «предслышать» внутренним ухом звук,
соответствующий клавише.
Роль слухового анализатора при этом — ведущая,
так как слуховые восприятия и представления
являются источником взаимодействия и
центральным звеном в слуходвигательных связях
.

 Особенности шумового восприятия слепых детей (Д. Дашкявичюс)

  • Однако под влиянием шума и
    длительного звукового воздействия
    может проявляться
    • усталость слухового анализатора,
    • развиться тугоухость.
А. Дашкявичюс, исследуя состояние слуховой функции инвалидов по зрению, работающих в УПК Литовского общества слепых, показал, что у 32,5% слепых, работающих в шумных условиях, имеет место ухудшение слуха. При этом малейшее повреждение слуха резко сказывается на приспособлении слепых к окружающему миру.

 Непосредственная связь слухового и тактильного восприятий

  • Основное качество слуховых образов —
    предметная отнесенность

    непосредственно связывается у слепых
    • с формированием осязания,
    • с использованием руки и ее способностью
      тактильного освоения внешнего мира
      .